ЗНАК

ЗНАК
- предмет, служащий замещению и представлению другого предмета (свойства или отношения) и используемый для хранения, переработки и передачи сообщения. 3. - это интерсубъективный посредник, структур-медиатор в обществе. В индоевропейских языках, замечает К. Бюлер, этимоны двух основных групп знаковых слов указывают на область видимого. Один из них - "ясность, видимость" или "сделать ясным и видимым", а другой - "поместить в поле зрения". Смысл "прояснение" обращает внимание на себя; смысл "помещенное в поле зрения" входит в область восприятия. Иначе говоря, показ (обнаружение) вещей для наблюдателя или, напротив, подведение наблюдателя (наблюдающего взгляда) к вещи - вот понятия, характерные для многокорневого ряда индоевропейских слов-знаков. Суть 3 , согласно доктрине стоиков, лежит в присущей им двусторонней структуре, то есть в нерасторжимом единстве непосредственно воспринимаемого (означающего) и подразумеваемого, понимаемого (означаемого). Многообразные типы отношений между означающим и означаемым все еще остаются обязательным отправным пунктом любой классификации семиотических (знаковых) структур. Подразделение 3. на ин дексные, иконические и символические, которое Чарльз Сендерс Пирс предложил еще в 1867 г., по мысли Р. Якобсона, основывается на самом деле на двух дихотомиях. Одна из них - это противопоставление смежности и сходства, другая - это противопоставление фактичности и условности. Индексное отношение между означающим и означаемым зиждется на их фактической, существующей в действительности смежности. Типичный пример индекса - это указание пальцем на определенный объект. Иконическое отношение между означающим и означаемым - это, по словам Пирса, "простая общность, по некоторому свойству", то есть относительное сходство, ощущаемое тем, кто интерпретирует 3. В символическом 3. означающее и означаемое соотнесены "безотносительно к какой бы то ни было фактической связи". Смежность между двумя составляющими компонентами символа можно назвать, по Пирсу, "приписанным свойством". Элемент конвенциональности связи присутствует и в двух остальных типах 3., индексных и иконических. Ни один род живописи не свободен от символического компонента. Та или иная традиция "принуждает" видеть ее изобразительные или выразительные элементы в живописи в свете "приписанных свойств" (трехмерное или двухмерное пространство, различная величина человеческих фигур и т. п.).

Три перечисленных типа 3. не являются категориально автономными, но существуют в различной иерархии, приписываемой взаимодействующим типам отношений между означающим и означаемым данных 3. В действительности наблюдаются такие промежуточные варианты 3, как символико-иконические, иконическо-символические и т. п. Одностороннее рассмотрение 3. как всецело конвенциональных ведет к неадекватному упрощению действительного положения дел. Иконичность (принцип подобия) играет существенную и необходимую, хотя и явно подчиненную, роль на разных уровнях языковой структуры. Индексальный (указательный) аспект языка занимает все более важное место в лингвистических исследованиях. Вместе с тем трудно найти пример чистого индекса, полностью свободного от символических и/или иконических черт. Существует очевидное различие между аудиальными (слуховыми) и визуальными (зрительными) 3. В системах аудиальных 3 в качестве структурного фактора всегда выступает время в двух своих измерениях - последовательности и одновременности; структурирование визуальных 3. обязательно связано с пространством (например в живописи), иногда привноситсятемпоральный фактор (в кино). Существует доминирование иконических 3. среди чисто пространственных визуальных 3. и преобладание символов среди чисто временных, аудиальных 3. В соответствии со способом производства 3. можно подразделить на непосредственно органические и инструментальные. Среди визуальных 3. жесты производятся непосредственно частями тела, в то время как живопись и скульптура предполагают использование инструментов. Среди аудиальных знаков речь и вокальная музыка относятся ко второму способу. Изменение условий устной коммуникации и повышение роли новых технических средств может отразиться на дискурсе и стать важной темой социолингвистических исследований (Мак-Люэн, Бодрийяр).

Язык является примером семиотической системы. Все языковые явления всегда функционируют как 3. Языковые 3. не возникают и не функционируют раздельно: любой языковой элемент означивается в рамках той или иной системы и строго подчиняется двум структурным изменениям человеческого языка - парадигматическому, представленному различными оппозициями, группировками, парадигмами означающих и означаемых, и синтагматическому - сочетаемости знаков в линейном ряду. Уникальность естественного языка зиждется на характерной для него скрытой способности обходить излишние детали и на учете контекста. Обобщенные значения языковых 3. уточняются и индивидуализируются под давлением изменчивых контекстов или невербализованных, но потенциально вербализуемых ситуаций. В исследовании коммуникации необходимо проводить грань между гомогенными сообщениями, основывающимися на одной семиотической системе, и синкретическими сообщениями, основывающимися на комбинации или объединении разных знаковых систем. Так, визуальные сигналы, производимые с помощью телодвижений, тяготеют к комбинированию с теми или иными аудиальными знаковыми системами (например, жесты рук со словесными высказываниями). Сигналы являются особым типом 3., которые следует отделять от других знаковых систем. Сигналы, как-то: значки, марки, вымпелы и т. п. - обладают означаемым, но они не способны дать новую семиотическую конструкцию. Все комбинации простых сигналов заданы кодом, так что корпус допустимых сообщений сводится к коду. Среди всех семиотических систем следует выделить пропозициональные системы, из них доминирующую роль играет устный язык, первичный относительно всех остальных систем этого класса. Письменность является важным способом транспонирования речи в другую среду. Письменный язык имеет тенденцию к развитию собственных структурных свойств (см. "Текст").

Форматизированные языки, которые используются для различных научных и технических целей, являются искусственными трансформами естественного языка-в особенности его письменной разновидности. Развитие науки привело к введению в естественные языки специальных графических 3. используемых для сокращения, выражения научных понятий и суждений и способов оперирования с рассматриваемыми в науке объектами. Среди 3. искусственных знаковых систем можно выделить: 3. кодовых систем, предназначенных для кодирования и перекодирования сообщений; 3. для моделирования непрерывных процессов и 3., служащие выражению формул. Символика научного языка позволяет добиваться однозначности использованных терминов и фиксировать понятия, для которых в естественном языке нет словесных выражений. Однако идея чистого искусственного языка обнаружила на путях логического самоанализа свою нереализуемость, поскольку при введении искусственных языков неизменно оказывается необходим язык, на котором мы говорим.

С. А. Азаренко


Современный философский словарь. — М.: Панпринт. . 1998.

Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Смотреть что такое "ЗНАК" в других словарях:

  • знак — знак, а …   Русский орфографический словарь

  • знак — знак/ …   Морфемно-орфографический словарь

  • ЗНАК —         материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого др. предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Различают… …   Философская энциклопедия

  • знак — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? знака, чему? знаку, (вижу) что? знак, чем? знаком, о чём? о знаке; мн. что? знаки, (нет) чего? знаков, чему? знакам, (вижу) что? знаки, чем? знаками, о чём? о знаках 1. Знаком называется… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ЗНАК — ЗНАК, знака, муж. 1. Признак, примета, по которым узнается, распознается что нибудь. Ребенка узнали по знаку на левом плече. «А в бане, слышно, (Пугачев) показывал царские свои знаки на грудях.» Пушкин. || Клеймо, метка. Таможенный знак.… …   Толковый словарь Ушакова

  • % (знак) — % %  знак, чаще всего обозначающий проценты. Происхождение обозначения …   Википедия

  • знак — Признак, примета, отличие; значок, мета (метка), отметка, клеймо, печать, штемпель, тавро, тамга; буква, цифра, черточка; знамение, предзнаменование, предвестие, предвестник, сигнал, симптом; девиз, пароль, лозунг, символ, эмблема, вензель, герб …   Словарь синонимов

  • ЗНАК —         материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, свойства, явления, понятия, действия), замещающий его. 3. является осн. средством культуры, с его помощью… …   Энциклопедия культурологии

  • ЗНАК — муж. признак, примета, отличие; предзнаменование; предвестие; чувственое доказательство, свидетельство; чувственое изъявление, обнаружение чего либо. Знак таможни, клеймо. отличия, орден. от раны, рубец. Подать знак рукой, шапкой, помаячить. Знак …   Толковый словарь Даля

  • знак — предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Наука о З. семиотика, возникшая во второй половине XIX начале ХХ в., связанная с именами Ч. Пирса, Ч. Морриса, Ф. де Соссюра, Г. Фреге, Р. Карнапа и др. и традиционно …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЗНАК — ЗНАК, а, муж. 1. Пометка, изображение, предмет, к рыми отмечается, обозначается что н. Условный з. Дорожные знаки (на автомобильных дорогах, на улицах: информирующие об особенностях дороги, о правилах движения). Товарный з. (на товаре, изделии,… …   Толковый словарь Ожегова

Книги

  • Знак, Рот Вероника. В мире, где властвует Ток, у каждого есть дар. Одни способны овладеть Токодаром. Другие становятся его прислужниками. Мой дар - причинять боль. Я, Кайра, сестра жестокого тирана, иду против… Подробнее  Купить за 496 руб
  • Знак, Рот В.. В мире, где властвует Ток, у каждого есть дар. Одни способны овладеть Токодаром. Другие становятся его прислужниками. Мой дар - причинять боль. Я, Кайра, сестра жестокого тирана, иду против… Подробнее  Купить за 487 руб
  • Знак, Вероника Рот. В мире, где властвует Ток, у каждого есть дар. Одни способны овладеть Токодаром. Другие становятся его прислужниками. Мой дар – причинять боль. Я, Кайра, сестра жестокого тирана, иду против… Подробнее  Купить за 299 руб электронная книга
Другие книги по запросу «ЗНАК» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»